Официальный сайт филиала МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н.Толстого СОШ с.Гагарино
 О школе |  О методике |  Школьникам о... |  О селе |  Фотоальбом 

О МЕТОДИКЕ


Природоведение
Написать нам
Адрес школы:
399878,
Липецкая обл.
Лев-Толстовский район,
с.Гагарино
(847464) 37-133
E-mail: gagsosch@mail.ru

ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ



"Природа в опасности" интегрированный урок в 4 классе

Цели урока:

·         расширить представление детей о необходимости охраны природы: животных, растений; о взаимосвязях в природе;

·         вести разговор о правилах поведения в лесу;

·         воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным, растениям;

·         развивать речь, любознательность, логическое мышление, прививать эстетический вкус, усовершенствование умений компоновать рисунок и работать с цветными карандашами;

·         учить делать выводы и обобщение.

Оборудование: иллюстрации животных, тетради по окружающему миру, конверт с Жалобной книгой, карточки, макет Красной книги, альбом, цветные карандаши.

Ход урока:

Окружающий мир.

 I.Проверка домашнего задания:

-Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

1. Некоторые промышленные  предприятия спускают в водоёмы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоёма?

2.Участились случаи отравления грибами,  которые всегда считались съедобными и употреблялись в пищу. Почему так происходит?

3.Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах с парками и аллеями?

 I I Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы будем говорить об окружающей нас природе:

- о жизни растений, животных;                    

- о пользе, которую они приносят человеку;

- о необходимости охранять и беречь их потому что, природа в опасности. И повинен в этом человек.

Из-за хозяйственной деятельности человека страдает природа: загрязняется атмосфера, уничтожаются леса, загрязняются водоемы, погибают звери.

А туристы (люди, которые едут отдыхать на природу) ломают ветки деревьев, срывают цветы, оставляют мусор, иногда пускают пожары. Поэтому мы с вами будем говорить на уроке о правилах поведения в лесу. А также мы с вами будем решать задания, связанные с природой, будем создавать свою собственную Красную книгу с. Гагарино.

Тема нашего урока называется “Природа в опасности!”.

Пройденный материал. Обобщение знаний.

– Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает Галимов Сергей.

О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна
По имени природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки!

  • Наша природа удивительно красива, добра к человеку и много дарит нам радости, здоровья.
  • Как вы понимаете смысл изречения: “Судьба природы – наша судьба”?
  • Все в природе взаимосвязано. Одно зависит от другого. Возьмем человека – человек мы обозначим буквой – значком Ч, звери – З, растение – Р.

(Схема на доске)

Открыли тетради, сделали схему под названием “Взаимосвязь в природе”.

  • Почему говорят, что в природе существует “равновесие”? ( « Равное по весу.» Нарушаем одно, нарушается другое).
  • А почему мы говорим, что природа в опасности?

II. Бандероль “Жалобная книга».

      •    Ребята, я сегодня получила необычный конверт.рт.

  • Интересно, что  лежит в этом конверте? И даже на наше имя? Откроем. Что это такое? Жалобная книга. Интересно. Кто же на нас жалуется?

(Читаем жалобы).

Жалоба от Леса.

  • Как же нам помочь лесу?
  • Почему с каждым годом на Земле остается все меньше лесов? Что же делать? (высаживать новые леса вместо вырубленных, следить за кострами, чтобы меньше горел лес) (Стр.110-111).
  • А какие правила нужно соблюдать, находясь в лесу? (Просмотр плаката «Правила поведения на природе»).

Жалобы от деревьев, растений?

    •  А как помочь берёзе?

  • А как помочь ландышу?

Жалобы от птиц (синица и снегирь).

  • Как помочь этим птицам в зимнее время?
  • А как  весной?
  • А почему птиц становится мало? Они погибают от голода, от холода.)

Жалобы от лосей, косулей.

       •  Почему косуля стала редким видом?

       •   Как помочь косулям?

 

III. Математика.

Задачи, связанные с природой.

  • А хотите узнать, сколько кг мяса нужно съесть волку, чтобы насытиться? Давайте решим задачку (показ картины)

Задача № 1.

Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько кг мяса может съесть голодный волк?

А сейчас решим задачу про зайца.

Задача № 2.

Мы знаем с вами, что заяц труслив. Но он не столько труслив, сколько осторожен. Что помогает зайцу спасаться от врагов? (белая шубка зимой, способность запутывать следы и быстрые ноги). Во время погони заяц может пробежать 70км/ч. А средняя скорость машины сколько? (60км/ч). Сравните скорость зайца со скоростью машины.

IV. Физкультминутка.

Только в лес мы вошли,
Появились комары. (хлопки вверх, вниз).
Дальше по лесу шагая, мы медведя повстречали (ходим как медведь, раскачиваясь).
Дальше шли, шли , шли,
И грибочек нашли. (Наклон вперед).
Сели, отдохнули,
Встали и дальше пошли.

V. ИЗО.

1. Беседа.

Учитель: Ребята, а что  такое Красная Книга?

  • Это список разных видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения. В этом списке указаны причины такого состояния.
  • Как вы думаете, почему Красную Книгу назвали Красной, а не желтой, синей? (Показ макета Красной Книги)

Дети: Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайте этих животных. Красный цвет – это сигнал опасности, тревоги.

Учитель:

Внимательно прочитайте, для чего нужна Красная книга?

Дети:

  • Из Красной книги мы узнаем, какие виды животных и растений в опасности.
  • Красная книга советует, как сохранить эти редкие виды растений, животных.
  • Призывает изучать эти виды, предупреждает об их исчезновении.

Учитель: Прочитайте, на какие группы разделены виды животных и растений.

 Исчезающие виды (это быстро сокращающиеся виды)

Сокращающиеся виды (численность их быстро сокращается)

Редкие   виды (эти виды встречаются очень редко и могут совсем исчезнуть)

Неопределённые виды (это малоизвестные виды)

Восстанавливающие виды (численность этих видов стала возрастать)

Учитель: Ребята,  Красная книга России была опубликована в1997 году.

Давайте еще раз рассмотрим, что входит в Красную книгу.

Рис. 1. Дети: Растения.

Рис. 2. Дети: Звери.

Рис. 3. Дети: Птицы.

Рис. 4. Дети: Насекомые.

Рис. 5. Дети: Пресмыкающиеся.

Учитель: Правильно. В нее внесены различные виды животных, растений, которым грозит исчезновение.

Давайте теперь мы с вами создадим свою Красную книгу. И назовем её Красная книга с. Гагарино. В ней будут внесены те животные, растения, птицы, которых вы защищаете.  У вас на столе тоже лежат ваши Красные книги. Откройте  и посмотрите. Что нужно сделать, чтобы превратить её в красивую Красную книгу? Правильно, вы должны подписать животных и их раскрасить. А устно ответить, почему вы их защищаете? За что?

2. Практическая часть урока:

(Дети раскрашивают свои книги цветными карандашами).

3. Выставка работ учащихся.

(Дети высказываются, почему они защищают этих животных и растений).

Учитель: Молодцы! Вы все справились с заданием. После урока мы соберем все книжки и создадим свою большую Красную  книгу.

VI. Закрепление пройденного материала.

VII. Заключение. Подведение итогов.

  • О чем мы говорили на уроке?
  • Как вы должны вести себя, находясь в лесу?
  • Какие правила охраны природы вы должны соблюдать?
  • Зачем нужна Красная книга?

В руках человека, а значит в ваших руках красота и богатство родной Земли. Помни об этом!!!

Урок наш подошел к концу. И я хочу попросить ребят прочитать нам стихотворение, которое является ЗАВЕТОМ нам с вами. А называется оно: «И только ахает природа».

Стихотворение читают: Кораблина Ольга,  Пропошин Андрей, Миронов Никита.                                                         

VIII. Оценка.

(Оценивание работ учащихся).

IX. Домашнее задание.

К следующему уроку нарисовать рисунок-плакат на тему “Берегите природу!”.



© Филиал МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н.Толстого СОШ с.Гагарино, 2007-2012
Сайт создан в системе uCoz