Официальный сайт филиала МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н.Толстого СОШ с.Гагарино
 О школе |  О методике |  Школьникам о... |  О селе |  Фотоальбом 

О МЕТОДИКЕ


Классное руководство
Написать нам
Адрес школы:
399878,
Липецкая обл.
Лев-Толстовский район,
с.Гагарино
(847464) 37-133
E-mail: gagsosch@mail.ru

МОЗАИКИ ЛОМОНОСОВА



Урок-конференция "Мозаики Ломоносова"

Художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства имеет большое значение для истории как русского искусства, так и русской промышленности. Данная конференция знакомит учащихся с одним из видов монументальной живописи — мозаикой.

Оформление зала.

Плакат: «В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем, гипотезами о свете, оптической и художественной зоркостью к цвету...». С. И. Вавилов.
Портрет М. В. Ломоносова, под ним плакат: «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил...»

На доске фотографии и репродукции ломоносовских мозаик.

1-й ученик. По необъятности интересов Михаилу Васильевичу Ломоносову принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Разнообразие интересов гармонично сочеталось в нем: он был ученым в поэзии и искусстве, поэтом и художником в науке. Своей главной профессией Ломоносов считал химию.

2-й ученик. В 1746 г, граф Воронцов, возвратясь из путешествия по Европе, привез итальянские мозаичные картины. Красота и изящество их поразили Михаила Васильевича Ломоносова, и он принял решение: создать мозаику не из природных материалов, а из искусственно окрашенных стекол.

Ломоносов изучил материалы об античных мозаиках, провел многочисленные опыты и получил в результате все необходимые цвета для мозаики, которая ни в чем не уступала римской.

3-й ученик. В 1748 г. по инициативе Ломоносова была построена химическая лаборатория. За четыре года работы в ней Ломоносов провел более 2000 опытных плавок и получил богатейшую палитру окрасок стекол. Научный метод исследования позволил Ломоносову успешно решить многие вопросы по получению окрашенных стекол и разгадать секрет «золотого рубина». Меняя дозировку минерального пурпура, внося в разных сочетаниях и количествах различные дополнительные составы, меняя условия нагрева и температуру, Ломоносов получил рубиновые стекла самых разнообразных оттенков в зависимости от степени дисперсности коллоидных частиц золота в стекле.

4-й ученик. Из лабораторного журнала Ломоносова известно, что медь дала стеклу «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «красивое берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «голубое», «полупрозрачное, как лист крапивы». Ртуть дала бледно-пурпурное стекло, железо — желтое, золото — рубиновое.

До сих пор являются неподражаемыми красные и зеленые ломоносовские смальты — непрозрачные цветные стекла для мозаики. В 1754 г. Михаил Васильевич Ломоносов писал Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовления мозаик».

5-й ученик. В XVIII в. в Россию из-за границы ввозилось огромное количество изделий из цветного стекла. Ломоносов задумал наладить его производство в России.

В 1753 г., в поместье Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, был выделен участок земли для устройства стекольной фабрики. Здесь были кварцевые пески, идущие в стекольную шихту, леса для получения древесного угля, необходимого при плавке стекла, реки для устройства гидросиловой установки. Строительство фабрики началось в мае 1753 г. и к лету 1754 г. было закончено. По проекту Ломоносова были построены стекловаренные печи, печи для варки цветного стекла, для отжига готовых изделий, для оплавки бисера.

6-й ученик. Фабрика выпускала смальты литые (цветные непрозрачные стекла в виде кубиков или пластинок), для изготовления галантерейных изделий, для декоративно-художественных целей, а также тянутые и прессованные смальты для набора мозаик. Длинные прутья «тянутой смальты» делились для набора мозаичных картин на мелкие куски — «стволики» длиной в 2,5 см. Были куски смальты и в виде пластинок.

Для обучения мозаичному искусству к Ломоносову были посланы канцелярией академии два ученика: Матвей Васильев — даровитый художник, ставший правой рукой Ломоносова в пору расцвета мозаичной мастерской, и Ефим Мельников, числившийся «младшим мозаичным мастером». С 1755 г, они работали в Усть-Рудице.

7-й ученик. Первой собственноручной мозаичной работой Михаила Васильевича Ломоносова была «Мадонна» с картины неаполитанского художника Солимены.

О своих первых смальтах, которые пошли для «Мадонны», он писал: «Доброта изображенных здесь мозаичных составов ничем не уступает римским... Всех составных кусков поставлено более четырех тысяч, все моими руками, а для изображения составов делано две тысячи сто восемьдесят опытов в стеклянной печи».

Местонахождение картины в настоящее время неизвестно.

8-й ученик. В Москве, в Историческом Музее хранится мозаика «Нерукотворный Спас»; на обороте выгравировано: «Сложен Михаилом Ломоносовым в начинании опытов мозаичного художества в Санкт-Петербурге 1753 года» (показ фотографии мозаики).

1-й ученик. Михаила Васильевича Ломоносова всегда привлекала личность Петра 1, ученый преклонялся перед ним, говоря: «Везде Петра Великого вижу в поте, в пыли, в дыму, в пламени». В 1757 г. он заканчивает его мозаичный портрет. На портрете Петр I в латах, с накинутой на плечи горностаевой мантией, крытой золотой парчой. Полное жизни и силы лицо выступает в раме черных волос на многокрасочном темном фоне. Вся мозаика кажется набранной не смальтами, а камнями-самоцветами — так сильны сверкающие краски мозаики при общем темном колорите портрета. Этот портрет — высокий образец монументальной мозаики, в него Ломоносов вложил пафос своего восхищения «преобразователем России». В этом вдохновенном произведении Ломоносову удалось создать самый выразительный и одухотворенный образ Петра I. Портрет находится в Эрмитаже (демонстрируется репродукция мозаики).

2-й ученик. В Ленинграде, в Музее Михаила Васильевича Ломоносова находятся три мозаичных портрета, выполненных в ломоносовской мастерской: Анны Петровны — дочери Петра I, 1756—1757 гг., мозаика набрана мелкими кусками смальт; портрет Александра Невского, 1757—1758 гг.. Невский в княжеской шапке с красным верхом, на плечах — красная горностаевая мантия, красные смальты передают бархат мантии; мозаика изготовлена в Усть-Рудице в годы расцвета мозаичной мастерской; портрет Григория Григорьевича Орлова, фаворита Екатерины II и почитателя Михаила Васильевича Ломоносова. Это одна из лучших мозаик, как по утонченности в технике набора, так и в живописном отношении. Исполнена в последние годы жизни М. В. Ломоносова (в 1764 г.) его учеником Матвеем Васильевым с товарищами (демонстрируются фотографии мозаичных портретов).

3-й ученик. В 1762—1764 гг. мастерская Ломоносова выполнила по его указаниям мозаичную картину «Полтавская баталия». Это одна из задуманных Ломоносовым композиций, предназначенная для украшения внутренних стен Петропавловского собора. «Полтавская баталия» — яркое патриотическое произведение, где не только даны портреты Петра I, Бориса Петровича Шереметева, Якова Вилимовича Брюса, Михаила Михайловича Голицына, но и передан героизм рядовых русских солдат. Картина размером 4,81м х 6,44 м находится в главном здании Академии наук в Ленинграде. «Полтавская баталия» является замечательным памятником монументальной мозаики, которую начал возрождать в России М. В. Ломоносов. Ее композиция ясна и лаконична, а синие, зеленые и красные смальты неувядаемо красивы. Высоки и технические достоинства ее: картина дошла до нас, не рассыпалась на сотни тысяч своих частиц при тех условиях хранения, в которых она находилась. В 1925 г., к празднованию 200-летия Академии наук, «Полтавская баталия» была установлена на нынешнее, последнее ее место.

4-й ученик. За время с 1751 по 1769 г. Ломоносов вместе с учениками создал 40 мозаичных картин, из которых до нас дошла 21 мозаика: две — в Историческом Музее, восемь — в Государственном Русском Музее, пять — в Эрмитаже, две — в Академии Наук Российской Федерации (Ленинград), три — в музее Ломоносова, одна — в г. Пушкине.

После смерти Михаила Васильевича Ломоносова мозаичное художество, вызванное к жизни необыкновенной энергией ученого, не привлекло внимания правительства. Распались группы художников-мозаичистов, в 1766 г. фабрика в Усть-Рудице была закрыта. Последняя дата на русских мозаиках XVIII в.— 1769 г., и деятельность ломоносовской мастерской совсем обрывается к 1770 г.



Подготовила и провела:

классный руководитель 11 кл.

Гальчина Н.В.

1 сентября 2009 г.






© Филиал МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н.Толстого СОШ с.Гагарино, 2007-2012
Сайт создан в системе uCoz