|
|
|
ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ «Подлежащее и способы его выражения» урок в 8 классе Цели урока: 1) расширение и углубление представления о подлежащем как главном члене предложения; 2) предупреждение пунктуационной ошибки (постановка лишней запятой между составом подлежащего и составом сказуемого на месте паузы); 3) совершенствование навыков выразительного чтения. Средства наглядности: таблица «Способы выражения подлежащего». I. Лексико-орфографическая работа. - Послушайте отрывок из стихотворения Агнии Барто: Был сынок у маменьки — Медвежонок маленький… Сыночек дисциплины Совсем не признает! Нашел он мед пчелиный — И грязной лапой в мед! Мать твердит: — Имей в виду — Так нельзя Хватать еду! — А он как начал чавкать, Измазался в меду. Как поэтесса назвала стихотворение: «Медвежонок-невежа» или «Медвежонок-невежда»? Почему? — Откуда в современном русском языке два похожих слова? — Запишем в рукописном «Словарике» в разделе «Различай смысл»: ne vedia (ср. ведать — «знать») восточнославянская группа (древнерусский язык) невежа — «грубый, невоспитанный, невежливый человек». южнославянская группа (старославянский язык) невежда — «малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан». — Подберите синоним к слову невежа (грубиян) и антоним к слову невежда (эрудит). —Так как же все-таки называется стихотворение А. Барто? («Медвежонок-невежа (Сказка для маленьких и больших)».) —Ребята, а какое слово пропущено в предложении, записанном на доске? (Невежда.) ...в физике, а в музыке знаток. (Крылов.) —Из какого художественного произведения взята эта строка? (Из басни И. А. Крылова «Павлин и Соловей».) ІІ. Повторение пройденного. Орфографический диктант с грамматическим заданием. Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние. - Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях. - Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи — согласования, управления или примыкания. А для каких синтаксических единиц сло¬восочетания служат строительным материалом? —Правильно, из словосочетаний строятся предложения. Однако подчинительная связь в предложении — не единственная. В двусоставном предложении прежде всего выделяются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу двусоставного предложения. Связь между ними особая. Запишите предложение: Приятель торопится ко мне. Задайте вопрос от под¬ лежащего к сказуемому: приятель (что делает?) торопится. А теперь попробуйте задать вопрос от сказуемого к подлежащему: торопится (кто?) приятель. Что же получается? Оба - главные, и оба - зависимые. Назовем эту связь взаимозависимостью и будем обозначать вот таким знаком в отличие от подчинения Приятель торопится ко мне. —Вспоминаем определение подлежащего (см. в рукописном «Справочнике» раздел «Лингвистические термины»). - Что обозначает подлежащее? - На какие вопросы отвечает? - Какими частями речи может быть выражено подлежащее? - Итак, подлежащее — главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или ме¬ стоимением в им. п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего? III. Новый материал (приглашение к дискуссии). Встретилась ребятам пословица: Родная сторона — мать, а чужая — мачеха. Олег говорит: «Сторона — подлежащее, мать — сказуемое» . - Ошибаешься, — возражает Юра. - Подлежащее выражено здесь двумя словами: родная сторона. - Как это — двумя? — возмутился Олег. - Здесь же ясно: что? — сторона, какая? - родная. Это второстепенный член. - Какой же это второстепенный член, если без него пословица теряет всякий смысл? — улыбнулся Юра. — Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона — мать, сторона — мачеха. - Да, вообще-то чепуха получается, — почесал затылок Олег. - Поэтому-то во втором предложении слово сторона пропущено. Главное здесь — какая сторона. - Ага, попался! — вскочил Олег. — Сам говоришь «какая»! Выходит, родная - это определение! - Да, в рамках фразеологизма родная сторона — это определение. Но весь фразеологизм выступает как подлежащее: родная сторона, т.е. родина; чужая сторона, т. е. чужбина. — Может быть, ты и прав... — А вы как думаете, ребята? IV. Работа с таблицей. Способы выражения подлежащего Чем выражено Примеры 1. Существительное в Им.п. Воды светлые катила В яркой зелени река. (Плещеев) 2. Местоимение в Им.п. (разных разрядов) Выхожу один я на дорогу. Кто-то позвонил. Никто не ответил. 3. Другие части речи в значении существительного: а) прилагательное; б) причастие; в) числительное; г) наречие; д) междометие; Во время детского чая большие сидели на балконе. Присутствующие говорили о разном. Восемь делится на четыре. «Наше завтра будет прекрасно!» - сказал Корчагин. Вот раздалося ау вдалеке. 4. Инфинитив Узнать об этом очень легко 5. Синтаксически неделимое словосочетание: а) сущ. (личн.мест.) в им.п. + сущ. (личн.мест.) в тв.п. со знач. совместности; б) колич. числ. в им. п. + сущ. в род.п. ; в) весь, сам + сущ. (мест.). Дед с бабушкой (=дед и бабушка) шли впереди. Пять человек расселись около костра. Весь поселок собрался на площади 6. Фразеологизм У этого мастера были золотые РУКИ. - Необходимо уметь разграничивать подлежащие, выраженные инфинитивом, и сказуемые односоставного предложения, которые тоже могут быть выражены инфинитивом. Ср.: Учиться интересно. — Интересно учиться. Отличить подлежащее, выраженное инфинитивом, помогут следующие опознавательные признаки: 1. Порядок слов. Подлежащее, выраженное инфинитивом, обычно ставится на первое место в предложении. Ср.: Узнать об этом очень легко. — Об этом очень легко узнать. 2. Интонация. Подлежащее выделяется логическим ударением, а состав подлежащего отделяется паузой от состава сказуемого. Узнать об этом / очень легко. 3. Вопрос от сказуемого: (что?) легко — узнать. V. Выполнение упражнения. 1) Учиться — вот наша задача. 2) Пить чай на траве считалось большим удовольствием. 3) В подобных случаях водилось у запорожцев гнаться в ту же минуту за похитителями.4) Бросить такую добычу было бы совершенно непростительно. 5) Мне было интересно учиться. VI. «Поломаем голову!» —Одинаковые ли подлежащие в предложениях: Весло задело платье. Платье задело весло? (В тех случаях, когда возникает двусмысленность, порядок слов помогает отличить подлежащее от дополнения: на первом месте в подобных предложениях всегда стоит подлежащее: Мать любит дочь. VII. Предупреждение пунктуационных ошибок. - Как и другие члены предложения, подлежащие могут быть распространенными, т.е. иметь при себе зависимые слова. Распространенные подлежащие в устной речи могут составлять отдельную интонационно-смысловую группу и потому выделяться повышением тона и паузой. Например: Освещенный заходящим солнцем пароход стоял на рейде. Пауза между составом подлежащего и составом сказуемого естественна: она помогает понять смысл предложения. Пауза не всегда свидетельствует о том, что нужно поставить знак препинания, она всего лишь повод для пристального внимания к структуре предложения. Не совершайте грубой ошибки! Не разделяйте запятой взаимозависимые главные члены! VIII. Тест. Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено: а) именем существительным в им. п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом... 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака. б) местоимением (укажите разряд): 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами.. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру... 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей. в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного: 1. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. 2. Танцующие теснились и толкали друг друга. 3. Грянуло громкое ура. 4. Десять делится на два. 5. Каждый может участвовать в конкурсе. 6. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. 7. Все три всадника ехали молчаливо. 8. Один из участников конференции выступил с докладом. 9. Много песен над Волгой звенело. 10. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам. г) инфинитивом: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями — праздник для меня. 6. Наша задача — беречь природу. 7. Беречь природу — значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры — мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше. д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять! 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму. IX. Подведение итогов урока (обобщение материала). X. Домашнее задание. (Кроме привычных заданий, даю задание придумать связный текст-миниатюру со словами невежда и невежа). |
© Филиал МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н.Толстого СОШ с.Гагарино, 2007-2012 |