|
|
|
ЛУЧШЕЕ СЛОВО О ДРУЖБЕ Классный час “Лучшее слово о дружбе”. Цели: 1. Расширение знаний детей о дружбе. 2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения. 3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. 4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу. Предварительная работа. 1. Подбор пословиц о дружбе. 2. Выставка книг разных писателей о дружбе. 3. Рисунки детей “О дружбе”. Оборудование: 1. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ. 2. Плакат, краски, ножницы, карандаши, бумага цветная, клей. 3. Цитаты на доске: Истинная
дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
Настоящая
дружба правдива и отважна. Ход классного часа.I. Организационный момент.– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать. II. Вступительное слово учителя.– Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. Отгадайте загадку: На минуту в землю врос Разноцветный чудо-мост Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/: Обществу Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа. – О чем будем говорить? /О дружбе./ III. Беседа.1. На доске слова: друг, приятель, товарищ. – Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга? 2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”? Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется дружба? 3. Рассказ учителя. – Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм. Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”. На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив. Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. IV. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”. 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Если друг (подруга) предложит вам, человеку некурящему, закурить.
V.– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./ Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. VI. Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”. Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь. Игра 2. “Круговая беседа”. Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я чувствую себя счастливым, когда …”. Вывод: Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас. Землю обогнули тоненькие нити, VII.1. Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь на месте цветной бумаги, вырезать, написать на ладони качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с радугой. 2. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте: - Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/. - Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/. - Один за всех …… /и все за одного/. - Человек без друзей …… /что дерево без корней/. - Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/. - Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/. VIII. Чтение стихотворений.– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг” /рассказывает ребенок/: Все живут, не тужат, Идет обсуждение в классе: Встречались ли вы с такими "друзьями" в жизни? Почему у девочки возникли проблемы с друзьями? Учитель обращается к цитатам на доске и организует обмен мнениями учащихся. – Говорят, друг познается в беде. У Андрея Дементьева есть стихотворение “Друг познается в удаче”. Друг познается в удаче IX. Тест «Настоящий друг» Учащимся предлагается оценить свою готовность быть настоящим другом с помощью теста"Настоящий друг". Предлагается три варианта ответов: · да - если вы полностью согласны с утверждением, · нет - если вы не согласны, · не знаю- если вы не имеете четкого ответа. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - 1. Делится новостями о своих успехах. Обработка результатов За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов. Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов. Интерпретация результатов От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить. От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить. От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же. Х. На нашем классном часе утвердим “Законы дружбы”:1. Один за всех и все за одного. 2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. 3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам. 4. Не ябедничай, лучше сам поправь. 5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось. 6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи. Итог: Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
|
© Филиал МБОУ СОШ № 42 им. Л.Н. Толстого СОШ с. Гагарино, 2007-2012 |