![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ
Открытый урок в 6 классе: «В рыцарском замке» (Для корректной работы модулей потребуются программы: OMS-плеер, QuickTime. Их можно скачать здесь www.fcior.edu.ru Цели урока: - создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; - познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям. Задачи Обучающие: - создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках; Развивающие: - способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения. Воспитательные: - способствовать воспитанию культуры делового общения; - формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство». Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Формы организации учебной деятельности: • фронтальная Оборудование урока и ресурсное обеспечение: • Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска • Программные средства Smart Notebook 10. Ход урока 1.Организационный момент. Начнём урок. Всем здравствуйте, прошу садиться. Отметим отсутствующих. 2. Мотивационный настрой (переход от игровой деятельности к учебной) а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока. - Обратите внимание на доску (слайд № 1): Кто здесь изображен? ![]() - На экране появляется слайд № 2. ![]() - Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. Здания под номерами. В течение 2 мин. ребята думают, а затем выбирают тот вариант, который, по их мнению, соответствует номеру жилища рыцаря на слайде. - Почему был сделан такой выбор? (Ребята объясняют, описывают, как, по их мнению, должен был выглядеть дом рыцаря.) - Давайте проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 3 изображение замка). ![]() - Учащиеся говорят, что данную тему ещё не изучали. - Учитель обращает внимание учеников на изображение рыцаря на доске и рыцарский замок на слайде № 3 и просит сформулировать тему урока. - Дети называют тему урока: “В рыцарском замке” или “Рыцарский замок”, “Замок рыцаря” (учитель формулирует тему урока, т. к. смысл одинаков) ![]() ![]() 3. Решение учебно-практической задачи - Чтобы проверить гипотезы и решить проблему организуется работа со слайдами, где изображены замки. 1) «Мой дом – моя крепость». Начиная с VIII века, для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. (Слайд 6) ![]() ![]() ![]() ![]() а) рассказ учителя об устройстве замка. Над стенами замка возвышался донжон(цитадель)– самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады, когда вся территория замка была захвачена врагом. (Слайд 10). ![]() ![]() б) сравнительный анализ (схем замка на слайде 12 и в учебнике на с. 124.) ![]() -Что ещё могло находиться в замке? в) закрепление вопроса «Мой дом – моя крепость». (Слайд 13). ![]() http://www.fcior.edu.ru/card/12941/srednevekovyy-zamok.html) 1. Что такое замок? 2. Зачем феодалам так необходимы были замки? 3. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”. 2) «Снаряжение рыцаря» а) Проблемное задание. В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? (С руками, потому что они держали оружие.) Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству. б) Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря (Слайд 14). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() - палица, кольчуга, латы, забрало. г) Закрепление вопроса «Снаряжение рыцаря». (Слайд 22). ![]() -Итак, какого же было снаряжение рыцаря? Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают соответствие элементам снаряжения и их названия. 3) Воспитание рыцаря. (Слайд 23). ![]() Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем? Нужно ли было для этого учиться и чему? Почему рыцарем мог быть только богатый человек? б) Рассказ учителя о воспитании рыцарей. Умение писать и читать было не главным. Но специальным умениям мальчиков обучали с детства. (Слайд 24). ![]() ![]() 1. Как воспитывали рыцаря? 2. Зачем феодалам было необходимо специальное воспитание? Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и свой девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. (Слайд 26). ![]() в) Работа с новыми терминами. (герб, девиз) Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала клеймо позора на весь род предателя. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство. Кодекс рыцарской чести: (Слайд 27). ![]() 2. Бороться с врагами христианской веры; 3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот; 4. Быть справедливым и галантным. г) Закрепление вопроса «Воспитание рыцаря». (Слайд 28). ![]() д) работа с иллюстрацией учебника на с.118 -Кто изображён рисунке? -Что можно сказать об их отношении друг к другу? Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения). 4) «Развлечения рыцарей». (Слайд 29). ![]() -Как вы считаете чем занимался рыцарь? Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Место, где проходили турниры называлось ристалище. Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов. Они же объявляли имена и девизы рыцарей, вступавших в бой. Турнир продолжался в течение 2 дней. Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. Участники турнира надевали полное снаряжение, только копья были без острых наконечников. Тупым копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязания заканчивались серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного. Изредка разыгрывались турниры 2 рыцарских отрядов. б) просмотр фрагментов фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (Слайд 30). ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Выпишите в тетрадь определения понятий: турнир, герольд.) г) закрепление вопроса «Развлечения рыцарей».(Слайд 35) ![]() Назовите любимые развлечения рыцарей. Какое значение имели для феодалов турниры и охота? Выпишите в тетрадь определения понятий: герб, девиз.) Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов? Насколько образ “идеального рыцаря” соответствовал реальному облику и поведению господ? Какое поведение мы сейчас называем рыцарским? 4. Итоговый контроль и оценка - Что нового узнали? - Чему научились? - Какого человека мы сейчас называем благородным? - Какое поведение в наше время считается рыцарским? - Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава? Задание на дом: (Слайд 36) ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
© МБОУ им. Л.Н.Толстого филиал в с.Гагарино, 2007-2016 |
![]() |