История СОШ с.Гагарино
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Официальный сайт МБОУ им. Л.Н.Толстого филиал в с.Гагарино
 О школе |  О методике |  Школьникам о... |  О селе |  Фотоальбом 

О ШКОЛЕ


Информация
Сведения об образовательной организации
Нормативно-правовая база
Наши новости
Администрация
Преподаватели
Электронный журнал
Родители, внимание!
История школы
Школа сегодня
Подготовка к ГИА
Самообследование
Наш музей
Наши таланты
    > отличники
    > спортсмены
Паспорт дорожной безопасности ОУ
Наши знатные земляки
Полезные ссылки
Написать нам

Адрес школы:
399878,
Липецкая обл
Лев-Толстовский район, с.Гагарино
(847464) 37-133
E-mail: gagsosch@mail.ru

ИСТОРИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ

История - это философия в примерах.
Фукидид

1.Первый просветитель на селе. Начиная со второй половины XIX века,в нашем крае постепенно начинает распространяться просвещение. До 1885 года просветительством в селе занималась Елизавета Ивановна Кучеровская,ранее учившая детей желябовского помещика Варсонофьева. Елизавета Ивановна отличалась скромностью, добрым характером и красотой. О себе никогда и никому не рассказывала, поэтому воспоминания стариков не сохранили её биографию. По-видимому, её личность была интересной, поскольку она знала несколько иностранных языков, у господ считалась за равную. Вполне возможно, что она являлась членом народнической организации. В начале 70-х годов, когда ей было около 35 лет, Елизавета Ивановна поселилась в деревне Желябово, в доме вдовы-крестьянки Епишкиной Василисы Яковлевны, с которой очень дружила и прожила у неё до конца своих дней. С ранней весны и до поздней осени, пока шли сельскохозяйственные работы, Елизавета Ивановна помогала Василисе Яковлевне по домашнему хозяйству, а также ухаживала за её детьми и детьми крестьян. В зимнее время учила крестьянских детей, которых собиралось примерно пятнадцать человек. Плату за учёбу она не устанавливала, но сами родители платили ей по три рубля с ученика в год. Елизавета Ивановна никогда об уплате не справлялась, а с бедных крестьян вообще ничего не брала, наоборот, часто сама чем-нибудь угощала ребятишек. До 1885 года Елизавета Ивановна была единственным человеком, занимавшимся просвещением крестьян.

Старое здание школы

2.Занятия псаломщика Д.Г.Коренкова. В начале восьмидесятых годов была построена новая церковь, в которой с 1885 года псаломщик Д.Г.Коренков занимался с детьми по просьбе их родителей. Учились у него на дому 20 крестьянских детей. Уходили с ночёвкой, брали с собой продукты и иногда жили целую неделю, так как работали в домашнем хозяйстве псаломщика: чистили снег, обмолачивали хлеб, ухаживали за скотом. Проучившись зиму, ученик считался грамотным, ибо не было возможности учить 2-3 года из-за высокой платы. Псаломщик за малейшую провинность жестоко наказывал: отбирал все продукты и оставлял голодным на весь день, посылал на дополнительные работы по хозяйству и сильно избивал специальной толстой резиновой палкой 60 сантиметров длины и 5 сантиметров ширины.

3.Открытие церковно-приходской школы. В 1888 году была открыта церковно-приходская школа. Учителем становится сын псаломщика В.Д.Коренков. Школа не имела своего здания, и занятия проводились то в кухне дьячка, то в церковной сторожке. Коренков совершенно не отличался от своего отца. Жестоко избивал учеников, на занятия приходил выпившим. Зачастую оставлял за себя заниматься учащихся старшей группы с младшими, а сам уходил в контору помещика Тарасова играть в карты. Иногда за него оставался сторож. В 1894 году помещик Л.А.Тарасов, выпросив у желябовских крестьян участок земли, на правом берегу реки построил кирпичное двухэтажное здание церковно-приходской школы. Материально школа была обеспечена хорошо, ибо средства давал помещик. Учитель Коренков и законоучителя (поп и псаломщик) практически никаких знаний не давали, зато систематически избивали учеников за незначительные ошибки. Девочек в школе почти не было. Обычно к выпускному экзамену начиналось натаскивание учеников. К тому же священник за деньги нанимал держать экзамен, чтобы «не ударить в грязь лицом»перед экзаменатором. На экзамены обычно собиралась вся местная власть: попы из других сёл, благочинный из Раненбурга, пристав. Ученикам заранее говорили, кого и о чём спросят. Успешно сдавшие экзамен, получали свидетельство об окончании школы, похвальный лист, а помещик Тарасов всем, кто сдавал экзамен, вручал по одному рублю денег в качестве награды. В 1901 году В.Д.Коренков стал священником вместо своего отца, учителем был назначен Степан Михайлович Сафонов. В этот период появилась у крестьян тяга к учению. Число учащихся возросло до 120 человек, причём мальчиков было в три раза больше, чем девочек. Но не все заканчивали три класса, многие, окончив 1-2 класса, бросали учёбу. Лишь 10 % учеников оканчивали полный курс школы. Занятия в школе велись по установленной программе. Большое место отводилось зубрёжке закона божьего», а систематического изучения основ наук не было.

На уроке

4.Функционирование школы с 1918 по 1937 года. В 1918 году, школа, построенная помещиком Тарасовым, стала семилетней, а в 1937 году - средней. Третья, Гагинская, опытная станция Наркомпроса, центром которой была нынешняя Гагаринская средняя школа, организована в 1921 году, деревне Желябове (двухэтажное кирпичное здание), была одним из тех опытно-показательных учреждений, которые помогали народному Комиссариату просвещения на первом этапе его работы решать большие и важные педагогические задачи, поставленные Великим Октябрём. Деревянное здание школы было построено в 1925 году, в 1932 — 1933 годах в центре совхоза была построена семилетняя школа, а в 1938 году был первый выпуск из 10 класса. Ныне действующая школа открыта 7 ноября 1967 года. Создание станции относится к 6 июля 1921 года. Основная работа проходила на базе Загрядчинской, Топовской, Гагинской, Булавской, Денисовской школ первой ступени (1-4 классы от 8 до 13 лет),Гагаринской семилетки и Урусовской школы-девятилетки. В течение непродолжительного времени сюда входили Троекуровская и Зыковская школы, а также школа имени В. Короленко (город Москва) и Михайловская школа (город Михайлов Рязанской области). Во главе станции стояло управление, которое находилось в городе Москве. Основателем и руководителем станции был видный советский педагог, уроженец села Новочемоданово Александр Семёнович Толстов. Вот как об этом вспоминает бывшая учительница нашей школы Нестифорова Надежда Яковлевна: «Начинала я работать учителем в Загрядчинской семилетней школе в октябре 1948 года, а с августа 1951 года начала работать в Гагаринской средней школе. В это время почти все учителя были в отпуске, в школе находилась я, молодая учительница русского языка (не помню фамилии) и Александра Ивановна Мазаева — учительница математики. Она немного раньше меня была переведена в Гагаринскую школу, а до этого работала в Загрядчинской школе много лет, так что я её хорошо знала. Мне нравилась эта пожилая женщина,полноватая,просто одетая,много пережившая в войну (у неё погибла на фронте старшая дочь Наталья),готовая всегда помочь,в чём я убедилась со время начала своей работы в Загрядчине.Она смеялась негромко, о от души, её небольшие голубые глаза превращались в щёлочки,откуда так и брызгало веселье. Во второй половине двадцатых годов и начале тридцатых,она работала в Загрядчине вместе с Рождествиным Александром Николаевичем. Потом долгое время Рождествин А.Н. работал директором Люблинской семилетней школы (сейчас этого села нет). Итак, мы на крыльце разговаривали с Александрой Ивановной. Вдруг к школе подъезжает тележка, запряжённая хорошей лошадью.За кучера - Рождествин А.Н.,а рядом с ним невысокого роста пожилой мужчина. Они слезли с тележки,Рождествин громко (он всегда говорил громко) обратился к Александре Ивановне: «Мазаиха, погляди, кого я привёз». «Мазаиха» заохала, обрадовалась и стала спускаться со ступенек, держась за перила (ходила она медленно), а сама всё радостно восклицала: «Александр Семёнович, дорогой! Как же это вы к нам сумели приехать?». Тут и я обратила внимание на Александра Семёновича и тоже сошла со ступенек. Он представился: «Толстов Александр Семёнович». Теперь и я знала, кто перед нами. Меня поразило,как этот человек просто держится, ни капли высокомерия, зазнайства, разговаривал с нами как с равными. Он напоминал Льва Толстого: на нём простые чёрные брюки,синяя в рубчик (такой материал) длинная рубашка (толстовка) с пояском. Работал Толстов тогда в Министерстве просвещения, у него были свои научные труды по литературе, участвовал в составлении методического пособия для учителя «Литературное чтение в школе». Интересовался моей работой в школе. Узнав, что я ещё мало времени учительствую, решил взять надо мной шефство. Потом он, Рождествин А.Н., Мазаева А.И. поехали на Горку (так у нас называлось место, где стоял дом, в котором жили учителя и в котором в двадцатые годы, до отъезда на работу в Москву, жил сам Толстов А.С). Я была восхищена этим человеком, его простотой, задушевностью. После некоторое время мы переписывались. Он прислал мне методическое пособие «Литературное чтение в школе», учебники по литературе для 5, 7 классов. В письмах он давал мне нужные советы по работе, за что я очень была ему благодарна. К сожалению, ничего не сохранилось за давностью времени и в связи с моим переездом из одного дома в другой». (Записано со слов жительницы села Гагарино,бывшей учительницы русского языка и литературы Гагаринской средней школы Нестифоровой Надежды Яковлевны). В числе учителей были Михаил Дмитриевич Осипцев, Александр Спиридонович Пчёлко, ставшие впоследствии видными советскими педагогами. Перед Гагинской станцией стояла задача: создать школу такого типа, которая бы соответствовала условиям сельской жизни и в то же время воплощала лучшие черты школы социалистического общества. Наряду с этим станция должна была решать вопрос о культурно-просветительской работе, то есть активизировать все слои населения — от дошкольного до взрослого возраста. В состав станции были включены также детские сады, вечерние курсы для взрослых, избы-читальни. «Первая изба-читальня образовалась до второй мировой войны. Это был дом-пятистенка (в нём располагался сельский совет, изба-читальня библиотеки, которая занимала маленький уголок-чулан, где стоял единственный деревянный шкаф, в котором находились несколько тоненьких книжек). Первым библиотекарем была Конахина Клавдия Дмитриевна, 1928 года рождения, а заведующей избой-читальней была Ксенонтова Лариса Ивановна. С 1946 года стала работать Спиркина Ольга Михайловна, которая к этому времени получила библиотечное образование. В начале 60-х годов изба-читальня сгорела. Библиотеку перевели в совхоз «Гагаринский» в помещение клуба, а в 1965 году в бывший сельский совет. С 1946 года стали поступать посылторгом книги с района. (Записано со слов жительницы села Демидовой Надежды Тихоновны, бывшего председателя сельского совета). Из основных задач опытной станции вытекало множество других:среди них особо актуальной была задача разработки и проверки на практике школьной программы.

1 мая

5.Шефство Н.К.Крупской над Гагаринской школой. Большое внимание деятельности Гагинской станции уделяла выдающийся советский педагог и государственный деятель Н.К.Крупская. Она поддерживала связь с Гагаринской и Топовской школами. По просьбе жителей деревни Желябово и села Гагарино Гагаринской средней школе было присвоено имя Н.К.Крупской. Это было 22 ноября 1922 года.Вскоре Надежда Константиновна прислала школе свой портрет с автографом, который, к сожалению, не сохранился. Известны и письма Крупской учащимся Топовской школы.

6.Значение работы Гагинской опытной станции. Деятельность Гагинской опытной станции имела большое значение. Её опыт программно-методической и краеведческой работы был рекомендован государственным учёным советом при составлении учебных программ для начальной школы. На станцию приезжали за опытом педагоги из Сибири и Белоруссии. Ярким примером практической помощи населению является работа, проделанная учащимися Булавской начальной школы в 1923-1924 годах по исследованию состояния землепользования в своей деревне. Учителями и учащимися тогда был разработан план землеустройства, а затем проведена агитация за его введение.План был принят населением. В 1924 году Гагинская станция получила в своё ведение Денисьевский совхоз с двумя большими садами, а также Гагинский и Волконский совхозы, имеющие по два сада и сто десятин земли. Работы было много, так как всё было разрушено, земля запущена. Но, благодаря помощи партийных и советских органов, учителя и учащиеся смогли добиться больших успехов. Много было сделано Денисьевской школой. Эти примеры свидетельствуют о том, что в школах Гагинской опытной станции объяснялась многими условиями. Главным из них является ярко выраженный социальный характер труда. Так, в Гагаринской и Загрядчинской школах учащиеся брали на дом семена огородных культур. Это делалось и для того, чтобы знания, полученные в школе, применялись в жизни, а также, чтобы сельские жители культивировали в данной местности овощи, которые до этого не выращивались (помидоры, петрушка, кабачки, перец, салат). Интересные опыты проводила Денисовская школа, где огородные работы велись под наблюдением агронома-практика Сергея Александровича Кивотова, оторый позже долго работал биологом в Гагаринской средней школе до отъезда в Москву, где несколько лет назад скончался. Одним из факторов трудового воспитания являлась краеведческая работа. Учителя стремились выявлять основные особенности и нужды деревни, села или округа. Исключительно ценную работу вели учителя Загрядчинской школы А.А.Рождествин и Е.С.Рождествин. Они привлекали учеников 4 класса. Коллективно был составлен план работы, распределены темы исследований. Выполняя план, школьники нарисовали большую карту местности с детальным обозначением всякого рода угодий, обследовали почвы, реку, пруды, изучили трудовую жизнь крестьян, их обряды и обычаи. Учащиеся были исследователями и собирателями, а затем и авторами статей в сборнике «Наш край». В этом сборнике давался ряд описаний соседних сёл, тяготеющих к школе. В описаниях отмечались особенности местной природы, занятия жителей; всё это сопровождалось рисунками, диаграммами. Ученики наблюдали за природой, составляли трудовой календарь крестьянина. Составили сборник «Наша волость», который был издан в 1924 году. Наркомпросом в форме методического письма с предисловием Н.К.Крупской, которая дала высокую оценку работе Гагинской опытной станции. Она писала, что это громадная воспитательная работа, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», черпать знания из самой жизни. В школах станции были организованы летние занятия. Здесь труд умело сочетался с отдыхом. Занятия проходили 4-5 раз в неделю в июне, 2-3 раза в июле и августе. Продолжительность занятий была 4 часа. В летнюю работу входили трудовые операции в связи с постановкой опытов, экскурсий и наблюдений по краеведению, общественно-политической работы, отдыха. Всего отводилось 259 часов. Летние занятия заканчивались выставкой экспонатов. В 1923 году они участвовали на выставке в Москве и получили самую высокую оценку комиссии. Регулярно проводились праздники Урожая. Они были очень красочны, на них приходили взрослые.

7.Влияние школы на жизнь села. Под влиянием школы постепенно рушились старые устои деревенской жизни, неуклонно, хотя и медленно, отмирали религиозные события, обычаи и обряды, уступая место ярким, эмоциональным революционным праздникам. В те годы на воспитание учащихся стали оказывать огромное влияние комсомольская и пионерская организации. Комсомольские ячейки были в школах II ступени. Пионерские организации в школах станции росли медленно: на первых порах не было достаточного количества пионерских вожатых. Но к концу20-х годов пионерское движение охватило все школыстанции и сделалось мощным фактором коммунистического воспитания детей. Работники станции были глубоко убеждены в том,что сельская школа должна быть«центром зарождения нового, социалистического мировоззрения и нового быта», «советским агитпромом». Эти задачи она выполняла главным образом через избы-читальни. Их нужно было сделать центром политико-просветительской работы. Надо было постепенно вовлечь в эту работу школьников. И, действительно, сначала главными посетителями изб-читален были дети, а потом уже взрослые. Избы-читальни были при пяти школах — Гагаринской, Загрядчинской, Топовской, Булавской и Урусовской. Большинство учителей станции вели общественную работу. Так, заведующий Загрядчинской школой А.А.Рождествин был членом исполкома, заведующий Денисовской школой А.А.Стеблев - секретарём сельского совета, учителя Гагаринской и Денисовской школ состояли членами укрупнённых сельских советов, трое - вели работу по кооперации; все учителя работали в избах-читальнях, взрослых (вечерних) школах, вели занятия с допризывниками. Население, в свою очередь, внимательно относилось к нуждам станции. В дни организаций учительских конференций, например, крестьяне охотно уступали свои лучшие помещения гостям, привозили и отвозили их. Когда станция купила на Гротовском руднике большой дом и его надо было перебросить с рудника в Гагарино, население снарядило 400 подвод для перевозки здания. Волостной съезд Гагинской волости, происходивший осенью 1923 года, прислал в правление станции телеграмму: «Волостной съезд советов...благодарит за труды по постановке учебных занятий школ Гагинской волости». Работа педколлектива Третьей опытной станции не утратила своего значения и до сих пор: тогда, в первые годы Советской власти, станция решала многие из тех задач и проблем, над которыми продолжается работа и в настоящее время. В 1938 году в новой Гагаринской школе состоялся первый выпуск. К этому времени школа была уже средней и давала десятилетнее образование. В годы Великой Отечественной войны старшеклассники и бывшие ученики школы ушли на фронт. 44 из них сложили свои головы в боях за Родину, свободу и счастье своих земляков.

1 сентября 1968 г.

© МБОУ им. Л.Н.Толстого филиал в с.Гагарино, 2007-2017